Автор: С.Д.Полякова
МБДОУ №71 "Детский сад
комбинированного вида "Антошка",
г. Норильск
От идеи к практике
На современном этапе отводится важное место дошкольному образованию. Ведь раннее дошкольное детство многими воспринималось только, как ступенька к обучению в школе. А ведь творчество берёт своё начало именно в дошкольном возрасте.
Динамичное развитие техники и технологий делает актуальным вопрос постоянного профессионального роста. Как должен действовать в этих условиях педагог, ведь роль его в воспитании и обучении детей чрезвычайно важна? Современный педагог должен уметь преобразовать знания, соотнося их с конкретными детьми, целями, условиями. Требуемое качество воспитателя, учителя - открытость к инновациям. Неизменным же должно оставаться желание творить самим и научить этому детей.
Не секрет, что в дошкольных учреждениях, в последние годы, часто встаёт вопрос о кадрах. Вливаются новые педагоги, идёт обновление коллектива. Это "хорошо и плохо": с одной стороны это новая свежая струя, с другой - молодые педагоги, приходя в дошкольные учреждения, мало что знают о ТРИЗ-технологии (к сожалению, редко пока в профессиональных образовательных учреждений, готовящих специалистов, знакомы с ТРИЗ). Приходится учитывать и тот момент, что удалённость Норильска от Центра не позволяет посещать, например, курсы по обучению ТРИЗ-технолигии. Замечу, что дистанционное знакомство с ТРИЗ, по моему мнению, заинтересовало бы многих.
Поэтому параллельно осуществляя внедрение методологии ТРИЗ и РТВ в работу с детьми, в нашем дошкольном учреждении, было решено создать "Школу молодых специалистов", помочь новым коллегам "познакомиться и приобщиться к ТРИЗ". Школа работает третий год. Основная задача "Школы" - изучение и внедрение в воспитательный и образовательный процесс методологии ТРИЗ и РТВ новыми специалистами, а также развитие и реализация творческого потенциала воспитателей ДОУ.
Если говорить о работе "Школы" в нескольких словах, можно отметить, что формы работы с молодыми специалистами были самые разнообразные: теоретические и практические занятия; показ различных видов деятельности с детьми, с использованием методов и приёмов ТРИЗ; анкетирование, презентация работы в "Школе маленьких волшебников", семинар-практикум "Шаг за шагом в познании истины".
Одним из интересных и действенных методов приобщения к ТРИЗ новых педагогов, стал проведённый многоэтапный конкурс "ТРИЗ - наука думать для больших и маленьких", с привлечением всех участников воспитательно-образовательного процесса: педагогов, детей и родителей. Задания конкурсантам были разнообразные: решение задач, с использованием ТРИЗ, в повседневной жизни; сочинение собственной сказки по алгоритмам, создание и представление своей газеты на тему "ТРИЗ - не прихоть, не каприз. Педагоги любят ТРИЗ" и др. Разнообразные игры, предложенные "новыми тризовцами", не оставили равнодушными всех присутствующих, гостей и членов конкурсной комиссии. И, конечно же, конкурсантам помогала "группа поддержки" в лице педагогов, детей и родителей. Подводя итоги, было отмечено, что такие конкурсы активизируют интерес к ТРИЗ, показывают широкие возможности применения ТРИЗ в реальной жизни, их значимость в работе с дошкольниками.
И, задавая вопрос о том, помогает ли ТРИЗ-технология профессиональному личному росту педагога, отвечаем: Да. Она позволяет выйти на самостоятельный творческий уровень, стимулирует желание постоянно совершенствовать своё мастерство, развивать педагогический инструментарий, взращивать интересные идеи для прогнозирования развития процесса обучения и воспитания подрастающего поколения в образовательных учреждениях ближайшего будущего!
Внедрение ТРИЗ - важный процесс, который даёт возможность педагогу, а значит и образовательному учреждению в целом, перейти на более качест-венную и эффективную ступень образования.
Дата публикации: 02.08.2011
При использовании материалов сайта ссылка на www.dosemi.ru обязательна.
Ни один из материалов сайта не может быть использован полностью или частично без ссылки на первоисточник.
Во всех случаях в соответствии с ч.4 ГК Российской Федерации ссылка на первоисточник должна представлять собой активную гиперссылку следующего вида:
www.dosemi.ru
(<a href="http://www.dosemi.ru/" target="_blank">www.dosemi.ru</a>).