Статьи

Вы также можете прислать заявку на публикацию своей статьи на сайте, воспользовавшись формой обратной связи

Вернуться к списку статей

Автор: Тамберг Юрий Гергардович, к.т.н.
г. Новород
Председатель Новгородской областной общественной организации ТРИЗ.

55 законов и закономерностей психологии малышей от 1 года

Введение
     Закон - это существенное и устойчивое отношение или взаимодействие между явлениями в природе и в обществе, присущие всем явлениям данного класса или данной системы.
Понятие закон тождественно понятию - сущность. Характерная особенность законов в том, что они объективны, так как формулируются на основе опытов и потому не зависят от сознания и воли людей. Отметим, что познание законов природы составляет задачу науки. Законы выражают причинно-следственные связи только в данных граничных условиях. Поэтому при формулировании законов надо формулировать еще и условия, при которых они справедливы.
Знание законов – это приближение к безошибочному мышлению и к прогнозированию, то есть к мудрости!

Зачем знать законы?
     Чтобы делать меньше ошибок в жизни (и в мыслях и в поступках).
     Чтобы реализовать свои цели, и вообще, чтобы быть успешным и работать продуктивно.
     Чтобы увеличивать количество добра в мире и уменьшать(!!!) количество зла.
     Чтобы познать себя и чтобы познать других.
     Чтобы формулировать приёмы разрешения социальных противоречий и, пользуясь ими, безошибочно разрешать социальные противоречия.
     Чтобы прогнозировать будущее, прогнозировать появление социальных конфликтов, прогнозировать поступки людей.
     Чтобы формулировать практические приемы воспитания нравственности людей.
     Чтобы лучше понимать людей. В частности, чтобы, не ругать детей за то, что они делают согласно законам своего физиологического развития, но нарушают законы общежития, не зная их.
     Глупо и даже преступно бороться с объективными законами природы, ибо победить объективные законы невозможно, но можно найти этим законам хорошее применение.
     Мы живем в мире следствий, а чтобы делать меньше ошибок, надо знать причины этих следствий, то есть законы.
     Знать законы – это хорошо, но мало. Надо уметь использовать эти законы, уметь их применять.

Законы и закономерности психологии детей и советы взрослым
     1. Все врожденные качества детей закладываются с момента зачатия и даже раньше, в генах родителей. Поэтому воспитание надо начинать, как это не покажется странным, до зачатия. И выходит, что пословица: «Воспитывай, пока дитя поперек лавки лежит», предлагает отставание. К зачатию детей надо очень серьезно готовиться! Надо, чтобы ребенок был желанным, тогда он будет и любимым, и счастливым, и защищенным, и здоровым, и развитым… Нежданные дети часто бывают несчастными.
     2. Нравственность и все основные качества человека закладываются в первые годы жизни, даже в дородовой период и, в основном, в семье. А в семье часто не воспитывают или плохо воспитывают и это уже национальная проблема. Требуется возродить благополучные семьи! Дети именно из неблагополучных семей чаще становятся нарушителями норм нравственности. А воздействовать на семью, по нашим законам, ни детский сад, ни школа практически не могут!! Что делать?
Воспитывать нравственные качества!!!!
     3. Ребенок рождается бессловесным, но чувствующим, понимающим и запоминающим! И реагирующим на внешние воздействия криком, гримасами, движениями...
     4. Малыш только что-то хочет, а что-то не хочет, он не может определить, что ему надо, что не надо, что ему полезно, что ему вредно, что нравственно, что безнравственно... В этом отношении он полностью зависит от родителей. И если во время не вмешаться, (не начать воспитывать!) то детский эгоцентризм (децентрация) перерастет в устойчивый эгоизм.
     5. Малыши любят двигаться и много двигаются. Поэтому советуют малыша пеленать свободно, чтобы не мешать ему свободно двигаться.
     6. Основное время дети проводят за игрой. Игра необходима, она копирует будущую жизнь.
     7. Личное отношение к жизни складывается у ребенка в самые первые месяцы его жизни.
Внимание! Маленькие дети больше понимают и запоминают, чем могут сказать.
     8. Познавательный потенциал у малыша преобладает над инстинктом самосохранения. Поэтому надо следить за безопасностью поведения детей.
     9. Малыши не умеют успокоить себя здравым рассуждением и потому бурно выплескивают свои эмоции. Помогите ему выработать самокритичность и самоуправление. В частности, личным примером!
     10. Если малыш до 3-х лет не установил с матерью тесное общение, он, как правило, не установит его и с другими людьми. Без нежного общения малыш может стать откровенно жестким, неконтактным и агрессивным, поэтому не жалейте для ребенка любви, ласки и внимания.
     11. Дети склонны подчиняться силе. Если ребенок в детстве жил по законам силы, то он может привыкнуть к такой жесткой жизни подчинения, и дальше будет жить так же, то есть рабом правил и инструкций. Поэтому с раннего детства ребенка должны окружать и любовь, и нежность, и понимание, и принуждение, когда надо. Да здравствует чувство меры!
     12. Любое психологическое качество (память, внимание, воля…) формируется в процессе активной самостоятельной!!! деятельности. Отсюда закон: воспитывать, развивать и учить надо в процессе деятельности и личным примером. Желаю вам сделать этот процесс приятным для вас и для вашего малыша и желаю вам терпения и успехов.
     13. Малыши не умеют оценивать свои поступки и поступки других, поэтому у них эгоцентрическое мышление, сосредоточенное на своем индивидуальном «Я». Это мировоззрение: «Я – центр Вселенной».
     14. Речь малыша это говорение без попыток встать на точку зрения собеседника. Это характерно для ребенка, у которого изначально отсутствует способность осознать различия собственной и чужой точек зрения. Когда ребенок развивается в обедненной общением среде, доля его эгоцентрической речи велика. Но в ситуации организованной совместной игры и работы детей она резко падает и практически исчезает после 7 лет.
Выгодский рассматривал этот тип речи как прототип, тренировку вербального мышления, а само вербальное мышление – как свёрнутую форму эгоцентрической речи. При всех возражениях против этой теории, она остаётся общепринятой в силу того, что альтернативные точки зрения детально не разработаны. Вот вам поле деятельности.
     15. Психологи считают, что детям присущ синкретизм - нерасчлененность восприятия: они связывают все со всем и традукция - мышление от одного частного к другому частному, минуя общее. Суждения малышей единичны и относятся к частной, конкретной деятельности. Дети пока не умеют обобщать. Умозаключения у малышей практически отсутствуют, малыши не умеют пока видеть логически-следственные связи. Им свойственны суждения по сходству и по аналогу. Для них все одинаково значимо. Они не умеют выделять главное, не умеют четко классифицировать, тем более по критериям. Этому надо учить с пеленок!
     16. Нельзя эффективно воспитать ребенка без внешнего принуждения и без запретов! Поэтому ребенка сначала воспитывают воспитатели (родители), а потом он и сам сможет воспитать себя, если, конечно, захочет.
     17. «Ребенок по своей природе пытливый исследователь, открыватель мира» (Сухомлинский). Малыши охотно все трогают, пробуют, суют в рот, рассматривают, делают опыты… – это все для получения знаний о мире, в котором им предстоит жить.
Дети учатся в процессе самостоятельного "делания" путем проб и ошибок, исследований и экспериментов. Дети мыслят предметно. Они постигают мир своими органами чувств в его конкретном физическом воплощении, ибо восприятие теории для ребенка до 3 лет практически невозможно. Отсюда вытекает хорошо известное правило: убеждения, обучение, воспитание и развитие надо сопровождать наглядными примерами и, главное, самостоятельной деятельностью. Впрочем, это справедливо для любого возраста.
     18. У детей есть врожденное стремление развиваться и достигать успеха в своих действиях, то есть, самоутверждаться («Я так хочу! Я могу!»). Малыш не видит препятствий и опасностей, он видит желанную цель. Только потом, навязанный взрослыми страх неудачи, убивает это стремление. Поэтому следует позволить малышу совершать ошибки!!, которые ему необходимо совершить, чтобы научиться. Мы не можем научиться за малыша, но мы можем быть чувствительными к его нуждам, служить ему примером, предоставить ему необходимые условия для самостоятельных опытов, обеспечив его безопасность и радоваться вместе с ним его успехам.
     19. Будем всегда помнить, что по важности, процесс воспитания важнее процесса обучения, ибо главные качества человека – нравственные! Можно быть очень образованным подонком.
     20. Отличие процесса обучения взрослых и детей заключается и в том, что взрослые всегда хотят видеть результат своих действий, а для детей обучение – это переживание процесса. Так, не следует беспокоиться по поводу того, как выглядит сделанная ребенком работа, малыш в любом случае не сможет сделать какую-то работу сразу хорошо, его задача и не заключается в том, чтобы получить идеальный конечный продукт, его задача – учиться и развивать свои способности. Ребенок живет в настоящем моменте, он полностью поглощен тем, что происходит «здесь и сейчас». По этой причине, нужно рассматривать "пробование" (и ошибки), как источник накопления опыта.
     21. Малыши не умеют сопереживать, у них нет чувства эмпатии, то есть они не могут ответить на вопрос: «Что бы ты чувствовал, если бы был на его месте?». Поэтому, например, они могут мучить животных, не понимая этого.
     22. В своем большинстве дети добрые. Хотя есть дети жадные, эгоистичные, двуличные, даже подлые и это они, как правило, вынесли из семьи. Редко это врожденное.
     23. Нормально развивающиеся дети находятся преимущественно в положительном эмоциональном состоянии, много лепечут, очень подвижны, улыбаются, смеются, радуются общению с детьми и со взрослыми. И за это их надо хвалить.
     24. Дети эмоциональны, они не скрывают свою радость, огорчение, страх, раздражение и негодование. Гримаска неудовольствия на личике младенца дает понять матери, что с ним "что-то не так". А когда ребенка не "слышат", он спасает себя крутыми выгибаниями тела, отчаянными жестами, искаженным лицом, криком и плачем.
Следствие №1: надо давать детям возможность выплескивать свои эмоции и не наказывать их за это.
Следствие №2: воспитание в раннем возрасте должно строиться на чувствах, а в более позднем возрасте и на чувствах и на сознании.
Для малышей сиюминутное желание важнее отдаленной цели.
     25. Малыши не самокритичны, они не могут посмотреть на себя со стороны. С ними надо доверительно беседовать об их поступках. Они сами должны оценить свои поступки, а вы похвалите их за правильный анализ.
     26. Дети от природы любознательны, поэтому им надо все показывать и объяснять. Если они задают много вопросов, то это замечательно, ибо: «Кто ни о чем не спрашивает, тот ничему и не научится».
Надо отвечать очень внимательно на все их вопросы. И поощрять задавание вопросов!
     27. Чувства (зрение, слух, осязание, обоняние) и разум малыша без устали «впитывают» воздействие «окружения»: слова, движения людей, отношение людей к нему и, прежде всего!, отношение родителей.
     28. Способность «впитывать» информацию у малышей выше, чем у взрослых. Мозг ребенка просто «заглатывает» информацию, часто не понимая её. Логическому анализу ребенок научится позже.
     29. Информация к нам поступает по многим каналам, но основными считаются пять: зрительный, звуковой, осязательный, обонятельный, вкусовой. Поэтому эти каналы надо развивать в первую очередь. Помните закон: «Если орган не работает, он отмирает!»
     30. Есть такой закон: «Усвоение информации более эффективно, если человек сам нашел эту информацию, сам нашел закономерности и сам открыл законы, а не получил их готовенькими от учителя». Отсюда правило: дети сами должны открывать для себя законы и природы и социальные!!!
     31. Любое качество личности формируется в том виде деятельности, которое этого качества требует. Так, мышление развивается - при решении задач, физическая сила - при физических нагрузках, фантазия - при составлении сказок... Для развития трудолюбия нужен труд, для развития музыкальных способностей - нужно заниматься музыкой и т.д.
     32. Проблема развития внимания детей.
У малышей слабо развито произвольное внутренне внимание, преобладает непроизвольное внимание, отсюда и неконтролируемая переключаемость (непоседливость). Ребенок направляет свое внимание на яркое, громкое, необычное, новое. Он может продуктивно сосредоточиться только на том, чего хочет, что ему нравится, а не на том, что вы ему предлагаете. Малыши быстро «загораются» и быстро «сгорают». Чем меньше возраст, тем более это так. Ищите для детей интересные им дела.
     33. У детей развито подражание, даже копирование, часто без понимания сущности и правильности. Стимулируйте малыша подражать вам. Пусть он "читает" газету, "причесывается", "наряжается" и т. д. Пусть в таких играх появится и сюжет, состоящий из нескольких связанных между собой действий. Его эмоциональное состояние, его активность, его развитие находятся в прямой зависимости от того, часто ли играют и разговаривают с ним взрослые, которых он хочет копировать.
     34. Понятно, знания человеку нужны для использования в практической деятельности. Поэтому человек должен быть «хозяином» своих знаний, он должен уметь их использовать. А поэтому знания для малышей должны быть понятны малышу. Он всегда должен ответить на вопрос: «Зачем тебе это знать?». Знания должны быть «готовы к употреблению», легко воспринимаемы и вспоминаемы.
     35. Малыш относится к себе так, как относятся к нему взрослые. Если его любят, если считаются с его желаниями, советуются с ним - он себя чувствует достойным человеком. А жестокое или безразличное отношение, порождает у ребенка низкую самооценку: «Меня ругают, меня не любят, значит, я плохой...».
     36. Маленький ребенок сам очень хочет быть хорошим в глазах взрослых, хочет заслужить их одобрение. Желание получить одобрение и «быть как все», у нормальных людей сохраняется на всю жизнь.
     37. Фальшь, несправедливость, обман воспринимаются детьми очень остро, ибо они еще не научились врать!
     38. Согласно закону герерохронности созревание разных психофизических функций: восприятие, внимание, память, воображение, мышление – происходит не одновременно и с разной скоростью, поэтому надо знать сензитивные периоды преимущественного становления способностей.
     39. Для дошкольного возраста характерно стремление к самостоятельной деятельности. Это период «Я сам!». Если в этот период не давать ребенку самореализоваться и все делать за него, то это благотворное стремление разрушается и ребенок превратится в иждивенца. Мало того, ребенок потеряет веру в свои силы и станет бездельником, развитие его замедлится.
     40. Если в результате проверки оказалось, что ребенка «прозевали» и надо его перевоспитывать или довоспитывать, то надо знать, что быстро, в одночасье, ребенок измениться не может, ему надо терпеливо помогать измениться.
     41. Закон копирования. Если человек осмысленно выберет себе для подражания другого человека и будет думать о нем: «А как бы он поступил на моем месте?», - то его мысли, а потом и поступки, будут час от часу превращать его в этого человека. Так, мы становимся похожими на тех, кого любим. Дети неосознанно копируют поведение своих родителей, - это инстинкт копирования. Следствие: примером для копирования с раннего детства должен быть достойный высоконравственный! человек.
Следствие: как к школе относятся родители, так к школе относится и ребенок.
     42. Наша жизнь - это общение. Личность реализует свою сущность в общении: в семье, в коллективе, в игре, в работе...
Следствие: велика роль семьи, где ребенок постоянно общается, надо учить бесконфликтно общаться, договариваться, быть вежливым...
     43. Нуверс и асинхронат
Если в момент созревания определенных способностей условий для их развития у ребенка нет, то способности могут необратимо затухнуть. (Вспомните историю "волчьих девочек" Амалы и Камалы, найденных в 1920 г. в волчьей пещере в районе Калькутты. В период созревания способности ходить и говорить, их обучали волки, и когда дети попали к людям, все попытки вернуть детям человеческий облик ни к чему не привели). Нельзя дать погибнуть врожденной детской пытливости, способности воспринимать огромное количество образной, а потом и вербальной информации, надо сохранить жажду открытий на всю жизнь.
Это явление (угасание) Б. Никитин назвал НУВЭРС – «необратимое угасание возможностей эффективного развития способностей». Известно, все надо делать вовремя! От незнания точного времени эффективного развития, общая эффективность резко падает. Это так называемый АСИНХРОНАТ - разрыв во времени между "моментом" созревания возможностей и началом их развития. Для каждого вида способностей свой срок НУВЭРСа. В настоящее время не имеется однозначных, четких и безошибочных сведений, когда и что надо развивать, чтобы избежать НУВЭРС, хотя психологам известны сенситивные периоды развития.
Ещё раз отметим, что самое ужасное то, что процесс НУВЭРСа необратим. Первые школьные годы, видимо, приходятся на самый последний этап НУВЭРСа.
     Как избежать НУВЭРС и АСИНХРОНАТ?
Никитин даёт четкий ответ, выдвигая следующие пять условий успешного развития творческих способностей детей:

  • Раннее начало (самый благоприятный для развития возраст: 1-2-3 года). Он рекомендует с полутора-двух лет знакомить малышей с изображением букв и цифр (изображенных на кубиках или согнутых из проволоки), ненавязчиво знакомить с карандашом и бумагой, с инструментами в мастерской...
  • Богатая и вполне доступная развивающая среда (различные игрушки, книги, карты, спортивные снаряды, инструмент...).
  • Стимулирование максимального напряжения сил ребенка.
  • Предоставление ребенку большой свободы в выборе деятельности.
  • Ненавязчивая, умная, доброжелательная помощь взрослых ребенку.

     44. Гипотеза Б.Л.Злотина.
Борис Львович Злотин, один из создателей ТРИЗ, мастер ТРИЗ, изобретатель, преподаватель и писатель, любимый ученик Альтшуллера, создателя ТРИЗ и просто умный энциклопедист считает, что от рождения все нормальные дети любознательны и даже гениальны. Колоссальная интуиция и способность отыскивать закономерности наблюдается у детей, когда они осваивают речь, не зная никаких законов грамматики. Каждый человек имеет возможность выйти на самый высокий уровень таланта, за исключением дебилов от рождения. А почему не выходит?
Злотин даёт такой ответ: творческое начало в ребенке не только не развивается, но и может задавливается в раннем детстве.
     Что и как надо делать?
1. Начинать воспитывать с дородового периода. В 2,5 мес. от зачатия! уже готовы контуры будущего человечка, уже есть сердце, мозг, другие органы. После 7 месяцев родители должны общаться с ребенком по специальной разговорной программе. Ребенок, будучи в маме, уже ждет такого общения.
2. С первых дней рождения работать с детьми по методикам развивающих игр Б.Никитина.
3. После того как ребенок заговорит, наряду с развивающими играми Никитина, следует начинать использовать простейшие методики РТВ (Развитие Творческого Воображения) и ТРИЗ.
4. К 10-12 годам развивающие игры Никитина вытеснить(!) изобретательскими играми и задачами ТРИЗ, иначе игры Никитина начнут тормозить развитие, так как они не творческие, а комбинаторные. Наряду с развитием мышления Б. Злотин рекомендует не дать умереть врожденному детскому интуитивному познанию закономерностей и рекомендует отрабатывать у детей механизм перевода интуитивных закономерностей в вербальные (в слова), как это принято в ТРИЗ (смотрите справку в Приложении). Интуиция основана на предварительной информации, решает задачи «прямо», без обоснования с помощью доказательств. Но интуиция действует негарантированно, идея может прийти, а может и не прийти.
     45. Способности и характер человека не предопределены до рождения, а большей частью формируются от рождения до 3-5(!) лет, когда мозговые клетки интенсивно развиваются. После 5 лет воспитывать мало эффективно, а в школе уже приходится не воспитывать, а перевоспитывать.
     46. С раннего детства ребенок наделен прекрасной способностью узнавать предметы по образам. Эта способность имеет мало общего с анализированием, этому он научится позже. Просто у ребенка хорошая образная память от рождения.
     47. Ребенку надо помочь сортировать предметы в группы по признакам, т.е. учить классифицировать, находить общее и разное по конкретным критериям.
     48. Дети готовы учиться всегда. Но это их врожденное желание часто подавляется непониманием детей: зачем его этому учат? Оглупляющими примитивными играми и развлечениями. Детей не развивают на произведениях классиков и на решении большого количества творческих задач... Не оглупляйте детей примитивными однообразными задачами! Не бойтесь давать трудные задачи, решайте их вместе, хвалите за любые самостоятельные идеи...
     49. Закон сродства – добродетели и пороки в душе человека взаимосвязаны: хорошее стремится к хорошему, плохое к плохому, от хорошего переходят к плохому и от плохого к хорошему. Все мы грешные и сложные, все перемешано в душе не воспитанной, не твердой.
     50. Считается, что одними из сложных занятий для взрослого человека являются изучение иностранных языков и игра на скрипке и на фортепьяно. А детям это даётся легко. Отметим грустный факт: люди не воспринимают классическую музыку потому, что не слушали её в раннем детстве, их просто обокрали! Многие этого не поймут никогда, слушая оглупляющую музыку «фабрики звезд».
     51. Качество образования и окружающая среда, в которую попадает младенец сразу после рождения, определяют, кем станет ребенок, гением или «простолюдином». Если ваша «среда» примитивна, не ждите, что ваш ребенок будет гением.
     52. Новорожденный человек более беспомощен, чем новорожденный детеныш зверей.
     53. Способность впитывать информацию у детского мозга гораздо выше, чем у взрослого.
     54. Не надо бояться перегрузить ребенка информацией, он сам отключится, когда надо. Ошибка не в том, что дают много информации, а в том, что она совершенно не интересна и не нужна ребенку.
Высший пилотаж, когда ребенок сам хочет учиться и решать задачи. Тогда он и не устает.
     55. Считается, что принимать решения ребенок начинает с 3 лет. А это уже использование информации. Именно в это время надо заинтересовать ребенка, ибо он с жадностью запоминает то, что ему интересно и уже хочет что-то сделать сам. Можно, например, начинать изучение букв в очень интересных для ребенка книжках с картинками...

     Как понять малыша?
Дети эмоциональны: им трудно скрыть радость, огорчение, страх, подавить раздражение, негодование.
Правильно понимать и оценивать свои чувства самостоятельно малыш еще не может, он не понимает, почему он себя ведет именно так, он только испытывает чувства, например, боль или голод, удовольствие или неудовольствие и хочет своим поведением обратить на себя внимание, в надежде, что ему помогут избавиться от неудовольствия. А чтобы помочь малышу, надо понимать, что ему надо, что он хочет, что не хочет, что он может, что еще не может. Если выяснить причину плохого поведения ребенка не удается, то спросите себя: «Малыш это мое отражение. Что я чувствую и ощущаю, когда мой ребенок себя ведет не должным образом?"
Если при этом вы чувствуете раздражение, то ребенок, возможно, борется за ваше внимание к себе. То внимание, которое вы ему предлагается для него может быть недостаточным или не то, которое он хотел бы иметь.
Если при определенном поведении ребенка вы испытываете чувство близкое к гневу, то значит, ребенок борется за свою самость.
Если кроме чувства растерянности вы ничего не испытываете, то, скорее всего, ваш ребенок потерял веру в свои силы, и вообще не верит тому, что в этом мире можно что-то изменить и что он кому-то нужен...

О рефлексах и привычках
Родился ребенок. В момент рождения у ребенка ни одного условного рефлекса, ни одной социально- психологической программы, только безусловные рефлексы. А именно: кричать, сосать, дышать, двигаться. Но с первых минут жизни ребенок всеми органами чувств жадно впитывает окружающий мир и этот мир формирует его чувства, интеллект и отношение к этому миру. И если бы нашим детям никто никогда в жизни ничего про человеческие мерзости (алкоголь, табак, обманы…) не рассказал и не показал, они бы у нас лет до ста пятидесяти доживали. Но в том-то и дело, что расскажут и покажут, и расскажут и покажут очень и очень быстро.
Вот ребенку полгода. Первый юбилей. Папа, мама рады, назовут гостей, родню собирут, бутылки на стол, пьют, песни поют, пляшут. А он сидит в колясочке, он ходить не умеет, он говорить не умеет, но он все прекрасно понимает. И пошла у него в подсознание информация относительно красивых бутылок...
А где-то около года в жизнь наших детей вторгается одно из самых страшных зол современности, это — телевизор и компьютерные игры. В этой связи советую познакомиться с замечательным ТРИЗовским приемом разрешения противоречий: «Обрати вред в пользу».

ЛИТЕРАТУРА
1. Грановская Р.М. Элементы практической психологии Свет 1997.
2. Грановская Р.М. Психологическая защита. Речь, 2007.
3. http://www.triz-spb.ru – сайт региональной общественной организации ТРИЗ-Петербург (конференции, конкурсы, обучение ТРИЗ).
4. http://triz.natm.ru/ – "Новгородская ТРИЗ – Интернет – Школа".
5. Альтов Г.С. И тут появился изобретатель. – М.: Дет. Лит., 1989.
6. Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. – Минск: Беларусь, 1994.
7. Саламатов Ю.П., Как стать изобретателем?: Книга для учителя, - М.: Просвещение, 1990.
8. Сидорчук Т.А. Программа формирования творческих способностей дошкольников, Обнинск, ООО Росток, 1998.
9. Тамберг Ю.Г. Как научить ребенка думать, СПб., Терция, 326 с. 1999.
10. Никольская И.Л., Тигранова Л.И., Гимнастика ума, М.: Просвещение, 1997.

Дата публикации: 21.11.2011







 При использовании материалов сайта ссылка на www.dosemi.ru обязательна.
 Ни один из материалов сайта не может быть использован полностью или частично без ссылки на первоисточник. Во всех случаях в соответствии с ч.4 ГК Российской Федерации ссылка на первоисточник должна представлять собой активную гиперссылку следующего вида: www.dosemi.ru (<a href="http://www.dosemi.ru/" target="_blank">www.dosemi.ru</a>).



bottom