Авторы: А.В.Кислов, к.т.н., Е.Л.Пчелкина
г.С.-Петербург
Учебно-методический комплекс по детской ТРИЗ-педагогике
В статье дается краткий обзор учебно-методического комплекса по ТРИЗ-педагогике «По ступенькам ТРИЗ».
При обучении педагогов на семинарах по ТРИЗ мы встречаемся с рядом проблем:
Проблема 1.
Большинство преподавателей ТРИЗ, работающих с детьми 6-10 лет, считают, что в этом возрасте
основное внимание должно уделяться развитию творческого воображения (РТВ), и собственно до
ТРИЗ дело не доходит. Отдельные «элементы» и понятия ТРИЗ не создают у детей представления ни
о структуре, ни о идеологии ТРИЗ в целом. В результате к 3-4 классу ребята так и не умеют решать
изобретательские задачи, им не прививаются навыки особых, «тризовских» стилей мышления, и
наиболее важный период умственного развития ребенка оказывается упущен.
Проблема 2.
Педагоги, проявившие интерес не только к РТВ, но и к ТРИЗ, сталкиваются с противоречием:
чтобы освоить новую для них дисциплину, нужно немалое время, которого нет, а чтобы начать
преподавать эту дисциплину, не полностью в ней освоившись (3-4 дня повышения квалификации),
нужны детальнейшие пособия по каждому занятию, которых тоже нет. Не говоря уже о средствах
доказательного объективного контроля эффективности этих занятий.
Проблема 3.
Для организации в образовательном учреждении занятий по новому предмету педагогу-
энтузиасту необходимо провести агитационную работу не только со своим руководством, но и с
родителями, особенно если занятия – платные (а сейчас очень часто дополнительные предметы
проводятся на платной основе). Сделать это зачастую бывает непросто, особенно если аргументы
приходится придумывать самим, а предлагаемая программа обучения нелицензирована.
Предлагаемый учебно-методический комплекс (УМК) создан не только с целью более широкого
распространения ТРИЗ, но и с целью решения вышеперечисленных проблем. Он включает 9 элементов:
- Лицензированную программу обучения педагогов [1]
- Лицензированную программу занятий с детьми [2]
- Методическое пособие для педагога с поурочным планированием занятий с детьми [3]
- Рабочие тетради для детей [4]
- Пособие по диагностике эффективности занятий [5]
- Методическое пособие для педагогов по базовому блоку программы – детскому алгоритму решения изобретательских задач (ДАРИЗ) [6]
- Задачник с разбором хода решения задач преподавателями-методистами [7]
- Задачник с разбором хода решения задач детьми [8]
- Пропагандирующие ТРИЗ литературные рассказы для детей и родителей [9, 10].
Главная задача УМК «По ступенькам ТРИЗ» состоит в формировании у детей навыков
специфических стилей мышления – образно-ассоциативного, системно-функционального, системно-
диалектического, причинно-следственного, функционально- идеального, парадоксального,
алгоритмического, ресурсно-ориентированного, которые в совокупности дают системный эффект в
виде творческого мышления, стимулирующего развитие творческих способностей.
Несмотря на сложность самих перечисленных понятий, материалы, адаптированные для детей и
для педагогов, легко ими воспринимаются и быстро усваиваются в силу своей естественности,
привязанности к жизни, чем обеспечивается создание высокой мотивации – как у детей, так и у
педагогов.
Основу содержания УМК составляют игры, упражнения и задачи, которые стимулируют развитие
и взаимодействие каналов восприятия информации, включают в работу оба полушария головного
мозга, активизируют речемыслительную деятельность и выстраивают в целом определённую линию
развития перечисленных стилей мышления.
Подробные занятия вместе с рекомендациями по их подаче детям детально изложены в
Методическом пособии [3], что даёт возможность педагогу приступать к работе с детьми после
24-часового курса повышения квалификации по программе «ТРТМ на базе ТРИЗ» [1], в дальнейшем
продолжая освоение новой технологии вместе с детьми. Значительную помощь педагогу оказывает
детский алгоритм решения изобретательских задач (ДАРИЗ) [6] - увлекательная методика,
способствующая активному творческому развитию ребенка и решающая важнейшую задачу: сделать
так, чтобы педагогу хотелось решать задачи вместе с детьми, не боясь того, что у него нет заранее
известного «ответа». Особенность методики – в тщательной, глубоко продуманной подготовке детей к
восприятию ключевых понятий ТРИЗ. Этим обеспечивается доступность материала практически для
всех. Сам же алгоритм удивительно прост. Не только дети, но и многие взрослые уже убедились в его
эффективности.
Сопровождающая художественная литература [9, 10] создаёт представления о практической
значимости творческого подхода к встречающимся трудностям, эффективности изучаемых методов
мышления и способствует мотивации к обучению. При этом решаемые открытые задачи - с
вариативностью возможных идей решения - ставят детей перед необходимостью нравственного
выбора. Открытые задачи с нравственным выбором служат в УМК главным средством воспитания без
поучений.
Дополнительно в УМК используются исследовательские и ситуационные задачи для
дошкольников, школьников, педагогов, взятые из конкурсных заданий. Это – хорошее подспорье для
педагога. Оно одновременно служит учебным материалом (благодаря детальному методическому
разбору хода решения задач), демонстрирует результаты работы сверстников со всей страны и
привлекает вновь обучаемых к участию в очередных конкурсах. В свою очередь конкурсные работы
служат для разработчиков УМК и методистов – организаторов конкурсов надежной обратной связью.
В целом это можно представить так:
Для проверки результативности занятий проводится комплексная диагностика [5] до и после
обучения, включающая систему тестов и анкетирование детей, педагогов и родителей. Диагностика
опирается на представления о творчестве, сформированные нами на базе Теории решения
изобретательских задач, содержит весь необходимый дидактический материал и четкие инструкции
по тестированию и обработке данных, что делает методику в целом доступной не только для
педагогов, но и для родителей. Апробация диагностики проводилась в течение 3 лет в ГДОУ №154
Адмиралтейского р-на, школе №51 Петроградского р-на, лицее №101 Выборгского р-на СПб., а также
в других городах России. Подробная статья о методике диагностики и ее эффективности
опубликована в сборнике методических материалов конференции «Три поколения ТРИЗ» 2010 года.
Результаты сопоставления количественных характеристик успехов обучавшихся по УМК детей
подготовительной группы ДОУ за 4 месяца занятий по 20 минут в неделю достаточно убедительны:
Характеристика | Средний балл | ||
---|---|---|---|
До обучения | После обучения | Контрольная группа | |
Оценка умения рассуждать и делать выводы | 2,5 | 6,8 | 2,9 |
Оценка умения находить и применять ресурсы | 1,1 | 12,6 | 1,2 |
Оценка умения самостоятельно находить выход из проблемной ситуации | 0,05 | 6,7 | 0 |
Примечание. В контрольной группе не обучавшиеся дети того же возраста.
Показательны и качественные характеристики обучения:
Качество | Количество детей, в %, до и после обучения | |
---|---|---|
До | После | |
Способность увидеть проблему | 10-15 | 70-90 |
Способность найти объяснение необычной ситуации | 0 | 100 |
Способность устанавливать причинно-следственные связи между объектами и событиями | 15-20 | 70-80 |
Умение приспособить объект для использования не по назначению | 5-8 | 100 |
Умение найти ресурсы для решения своей задачи | 7-12 | 100 |
Умение связно и четко высказать и обосновать свою мысль | 5-10 | 70-80 |
Таким образом, педагогам предлагается комплекс взаимоувязанных,
взаимодополняющих материалов, обеспечивающих в совокупности уверенное освоение
технологии развития творческого мышления детей.
В настоящее время работа над УМК «По ступенькам ТРИЗ» продолжается. Для дальнейшего
обучения авторами написана преемственная программа, готовится к изданию Методическое пособие с
разработкой занятий, планируются к выпуску методические пособия к ведущим блокам программы.
ЛИТЕРАТУРА (состав УМК)
1) Образовательная программа доп. проф. образования (повышения квалификации) для препод.
начальной школы и воспитателей дошкольных образовательных учреждений "Технология
развития творческого мышления на базе ТРИЗ" (лицензия № 209071, серия Б от 07.10.2009г.) /
Разработчики: Кислов А.В., Пчелкина Е.Л. – Правительство СПб, Комитет по науке и высшей
школе, 2009.
2) Образовательная программа по развитию творческого мышления детей средствами теории
решения изобретательских задач "По ступенькам ТРИЗ" (лицензия 78 № 000150 от 10.11.2010).
Разработчики: Кислов А.В., Пчелкина Е.Л. – Правительство СПб, Комитет по образованию, 2010.
3) Пчелкина Е.Л. Методическое пособие по развитию творческого мышления детей для воспитателей
ДОУ и учителей начальных классов с использованием рабочей тетради «По ступенькам ТРИЗ». – СПб.: «Родные просторы», 2010.
4) Пчелкина Е.Л. По ступенькам ТРИЗ. – Рабочая тетрадь по курсу развития творческого мышления.
– СПб.: НППЛ "Родные просторы", 2010.
5) Кислов А.В., Пчелкина Е.Л. Диагностика творческих способностей ребенка. – СПб.: Речь, 2010.
6) Пчелкина Е.Л. Детский алгоритм решения изобретательских задач. – СПб.: ИПК «Нива», 2010.
7) Кислов А.В., Пчелкина Е.Л. Задачи для изучающих ТРИЗ. – СПб.: ИПК «Нива», 2009.
8) Обратная связь. /Сост. А.В.Кислов, Е.Л.Пчелкина – СПб.: ИПК «Нива», 2010.
9) Кислов А.В. Развивающие рассказы для дошкольников и младших школьников «Приключения в
мире идей школьника МиКи и его друзей». – СПб.: речь, 2008.
10) Иванов Г.И. Денис-изобретатель. Рассказы и задачи для развития творческого мышления. – СПб.:
Речь, 2010. (Научный консультант: А. Кислов; иллюстрации: Е. Пчелкина).
Дата публикации: 22.11.2011
При использовании материалов сайта ссылка на www.dosemi.ru обязательна.
Ни один из материалов сайта не может быть использован полностью или частично без ссылки на первоисточник.
Во всех случаях в соответствии с ч.4 ГК Российской Федерации ссылка на первоисточник должна представлять собой активную гиперссылку следующего вида:
www.dosemi.ru
(<a href="http://www.dosemi.ru/" target="_blank">www.dosemi.ru</a>).